Гений, заплативший жизнью за талант. Очень жаль…
Витас Луцкус — человек, который стал легендой при жизни. Милиция Тбилиси пила с ним вино. Одесские воры специально приезжали, чтобы посмотреть на него. Из Башкирии ему слали мёд. Католикос всех армян встречал его роскошным столом. Дома у него жил настоящий лев. Он много работал и столько же пил. В него влюблялся каждый, кого он встречал на своем пути. А еще у него было множество историй и удивительный талант рассказчика. Но главной страстью его была фотография.
Экстравагантное жилище Луцкуса было настоящей Меккой для богемы того времени. Вместе со своей женой он принимал у себя знаменитостей со всего СССР. Беседы о жизни и искусстве всегда затягивались на долгие часы. При этом Витас жил в обществе, которое официально считало его маргиналом и отщепенцем.
Экстраординарные документальные фото выдавали в нем настоящего художника. Он просто не мог, да и не хотел, пытаться приспособиться к «нормально» жизни. Его не интересовал успех в рамках существовавшего строя.
Прошло уже больше 30 лет, а Луцкус до сих пор изгнанник даже в своей родной, уже свободной стране. Так же, как и в советские времена, о его уникальном таланте знает лишь горстка интеллектуалов.
«Мы просто жили», — вспоминает вдова фотографа Таня Альдаг. «Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». «Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки»
Они встретили друг друга в больнице. Тане было всего 18 и она готовилась стать медсестрой, а Витасу уже исполнилось 24. Первое семейное гнездышко пары скорее можно было назвать фотолабораторией, посреди которой стояла раскладушка. Таня стала для него не только женой, но и главной музой, творческим партнером и любимой моделью.
Луцкус был безгранично талантливым и обладал даром вдохновлять богемное общество, в котором вращался. В родной Литве его считали родоначальником концептуальной фотографии. Но Витас питал страсть к репортажной съемке, совмещая, казалось бы, несовместимое — документализм и безбашенный вымысел.
Витас Луцкус называл себя «дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении.
В 1960-х он отправился в путешествие по советским республикам, которое затянулось на долгих двадцать лет. Его моделями были как известные артисты, так и случайные люди, которых он встречал на улице. Он был одержим съемкой, и камера никогда не покидала его шею.
Несмотря на то, что Витас никогда не лез в политику, его работы никогда не проходили цензуру. Очевидно, что за ним велась слежка. 16 марта 1987 года неизвестный, предположительно сотрудник КГБ, пришел в квартиру Луцкуса в Вильнюсе.
Разговор закончился тем, что Витас, согласно протоколу, смертельно ранил гостя ножом, после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу. Она продолжала снимать еще несколько лет, но не могла чувствовать себя в безопасности в Литве.
В 1991 году Таня, забрав с собой дочь Катрину, чемодан фотографий, дневниками Витаса и 50 долларов, эмигрировала в США. Там она вышла замуж.
Гора с Марксом, Энгельсом и Лениным — Башкирия, река Белая
Одна из трех фотографий автора, проданных на Сотбис в 2013 году за 1500 фунтов
Автопортрет с Таней
Таня Альдаг
Тбилиси 1981
P.S. Делитесь этой записью с друзьями!
Источник